Проверка предприятий пожарной инспекцией
Как проходит проверка предприятий пожарной инспекцией, какими нормативами можно и нужно руководствоваться до и во время проведения данной процедуры, как подготовится, что необходимо предпринять и т.д.
Эти и другие вопросы вы осветим в данной статье.
Статья написана с целью повышения уровня взаимопонимания руководителей и инспектирующих инстанций, дабы руководители могли действительно осознать, что проверки проводятся в их интересах, а не для ущемления их прав.
Зачем проводится проверка на предприятиях пожарной инспекцией.
Любая проверка (в том числе и по пожарной безопасности) предназначена в первую очередь для раскрытия недочетов и ошибок, которые по тем или иным причинам (незнание, халатность, забывчивость и т.д.) руководитель и его заместители допустили, и по которым может произойти неприятность или авария, вплоть до смерти человека.
Нередко бывает такое, что руководители предприятий в погоне за прибылью забывают о нормативных требованиях соблюдения безопасности, что чревато последствиями.
В МЧС создана специализированная служба, которая следит за «горе-руководителями», не желающими тратить свое время и средства для защиты своего и чужого имущества от пожаров, а своих подчиненных от заболеваний и смерти путем периодической организации всевозможных проверок.
Используемая законодательная база
Проверки подразделяются на плановые, внеплановые, документарные и выездные.
Пожарная инспекция практикует в основном выездные плановые и выездные внеплановые проверки.
ВАЖНО! При проведении проверки инспектор должен строго придерживаться требованиям:
- ФЗ «О пожарной безопасности» №69 от 21.12.94;
- ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля» №294 от 22.12.08;
- Приказ МЧС России №375 от 28.06.12
Несоблюдение вышеуказанных нормативов карается вплоть до уголовной ответственности.
Проводя проверку, инспектор имеет право ссылаться только на обязательные требования пожарной безопасности (Федеральные законы, Постановления Правительства, нормативы, получившие отметку о регистрации в Министерстве Юстиции).
Исполнение пунктов из отраслевых, муниципальных и ведомственных документов, а также национальные стандарты, ГОСТы, представитель контролирующих властей требовать не имеет право (п.1 ст.15 ФЗ №294-ФЗ от 22.12.08).
Статус документа можно уточнить в Приказе №1573 от 30.04.09 и Распоряжение Правительства РФ №1047-р от 21.06.10.
Кстати, здания и сооружения, построенные до 01.05.09, проверяются по нормативам, существовавшим до этой даты ФЗ №123-ФЗ от 22.07.08.
Если в этих зданиях были проведены реконструкция, перепланировка, капитальный ремонт, то подобные здания будут проверяться уже по современным нормативам.
Проверка делится на три пункта: подготовка, проведение, результаты.
Подготовка к проверке.
Любая плановая проверка начинается с составления планов, согласования у вышестоящего начальства, публикация в официальных источниках.
Информацию о предстоящих проверках можно уточнить на официальном сайте МЧС, а также Генеральной прокуратуры.
В планах проверок обязательно должны быть прописаны:
- Юр лицо (у ИП ФИО и их деятельность);
- Основание и цель проверки;
- Наименование контролирующей инстанции, проводящей проверку.
О предстоящей проверке инспектор обязан предупредить одним из вариантов оповещения:
- Лично (личный контакт);
- Почта (Почта России, Email);
- Телефон.
На основании распоряжения о предстоящей проверке инспектор должен уведомить о предстоящей проверке:
Плановой - за 3 рабочих дня (почтовым отправлением копию распоряжения вышестоящего начальства с уведомлением) (п.12 ст 9 ФЗ №294-ФЗ от 22.12.08);
Внеплановой - любым вышеперечисленным способом.
Важно! Инспектор не имеет право приходить и начинать проверку без подтверждения того, что уведомление о предстоящем мероприятии дошло до адресата (до руководящего состава организации).
Копия распоряжения направляется в уведомлении (почта, email и т.д.), а оригинал инспектор должен представить лично, перед предстоящей проверкой.
Распоряжение должно содержать:
- Дату начала и конца проведения проверки (срок не должен превышать 20 дней п.1.ст.13 ФЗ №294-ФЗ от 22.12.08);
- ФИО инспектора, проводящего проверку;
- Вид проверки (плановая, внеплановая);
- Задачи и цели данной проверки;
- Печать и подпись вышестоящего руководства, выдавшего распоряжение о проверке (п.3 ст 14 ФЗ №294-ФЗ от 22.12.08.
Важно! Проверку (да и вообще нахождение на территории Вашей организации) имеет право проводить только ТОТ инспектор, чьи данные зафиксированы в распоряжении п.1 ст 14 ФЗ №294-ФЗ от 22.12.08.
Изучив распоряжение, руководитель проверяемого предприятия может начать готовится к предстоящему мероприятию.
Подготовка к внеплановой проверке (п. 2 ст.10 ФЗ №294-ФЗ от 22.12.08).
Внеплановая проверка проводится при:
- 1. Истечении срока, выписанного для исполнения предписаний, выданных ранее инспектором при проведении прошлой проверки;
Проводится в срок, установленный в предписании. За 24 часа инспектор должен уведомить о проведении; - 2. При поступлении жалоб об угрозе жизни и здоровью людей, вреда окружающей среде и т.д.
Проводится с разрешения прокуратуры пп. 5-15 ст.10 ФЗ №294-ФЗ от 22.12.08.
Пример.
На вашу организацию поступила жалоба.
Инспектор должен собрать пакет документов и направить в прокуратуру на рассмотрение.
Если есть основания, (п.11 ст.10 ФЗ №294-ФЗ от 22.12.08), то прокурор выносит постановление для проверки.
Только после того, как прокуратура дала «добро», инспектор ДОЛЖЕН известить представителей фирмы и только через 24 часа, не раньше, приехать с проверкой.
Исключения, связанные со сроком, можно уточнить в п. 17 ФЗ №294-ФЗ от 22.12.08.
Кстати, основа для внеочередной проверки - угроза жизни и здоровью человека, в остальных случаях, как показывает статистика, прокуратура «отметает» необоснованные жалобы.
НО! Если все же проверка будет внеплановая, да еще по требованию прокуратуры, перед началом инспектор должен предоставить не только распоряжение своего вышестоящего начальства, но и разрешение от прокурора.
Важно! Проверка по разрешению прокуратуры визируется тремя актами, один из которых идет в прокуратуру, где анализируется представителями прокуратуры правомерность действий инспектора.
Есть еще одно основание для внеплановой проверки - распоряжение Правительства РФ, в случае если необходимо на данной территории провести проверку на предмет выполнения особых распоряжений.
К примеру, в какой-то крупной организации произошло возгорание, и, чтобы больше подобного не произошло, выносится Правительством распоряжение для всех таких же организаций.
Этап проверки
Перед началом проверки, представитель контролирующей инстанции должен:
- Предоставить свое служебное удостоверение;
- Предоставить распоряжение о проведении проверки (оригинал или заверенную копию);
- Ознакомить с целями, объемами и задачами проверки, а также с составом и полномочиями сотрудников, выполняющих проверку;
- Ознакомить со сроками проведения.
Важно!
- Требования, установленные муниципальными правовыми актами, сотрудник контролирующей инстанции проверять исполнение не в праве (если конечно инспектор сам не является представителем органа муниципального контроля);.
- Не имеет право проводить проверку без руководителя организации или его уполномоченного представителя (исключение в (б. п.2 часть 2 ст.10 ФЗ №294-ФЗ от 22.12.08);.
- Не имеет право требовать и изымать документацию и образцы продукции (отбирать образцы), если как таковые не относятся к объектам проверки;.
- Брать образцы продукции, окружающей среды инспектор имеет право ТОЛЬКО в определенных количествах, по установленной форме, и с оформлением соответствующего протокола;.
- Проводящему проверку запрещается распространять результаты проверки, соответственно коммерческую и государственную тайну проверяемых предприятий (исключением являются случаи, предусмотренные законодательством РФ);.
- Запрещается требовать у юридических лиц проведение мероприятий по контролю за их счет, а также превышать сроки, установленные для проверки..
Основные направления, которые проверяются в первую очередь (вкратце).
Документация: договоры, акты, журналы, протоколы, графики, инструкции, сертификаты, планы, декларация, другая документация, направленная на обеспечение пожарной безопасности.
Соблюдение противопожарного режима: проверка у персонала уровня знаний инструкций о мерах пожарной безопасности, наличие соответствующих удостоверений у руководящего состава, состояние эвакуационных и аварийных путей, наличие и состояние первичных средств пожаротушения, места для курения.
Территория: состояние проездов и количество въездов на территорию, освещенность проездов, чистоту уборки от горючих отходов, состояние противопожарных разрывов между зданиями, порядок парковки транспорта, состояние пожарных гидрантов и водоемов, наличие информационных знаков, указывающих местонахождение водоисточников.
Здания, сооружения: некоторые особенности объемно-планировочных и конструктивных решений, наличие и состояние системы противопожарной защиты.
Результаты проверки.
По окончанию любой проверки (плановой и внеплановой) составляется:
- Акт проверки;
- Нарушения и предписания по устранению;
- Решение (постановление) и Протокол об административном нарушении;
- Сведения об отборе образцов производимой продукции;
- Другие процессуальные документы (протокол об осмотре места, определение о возбуждении и т.д.).
Теперь подробнее.
В результате любой проверки инспектор должен составить как минимум два акта проверки - один из них проверяемому лицу на подпись.
Процесс оформления акта подробно расписан в ст.16 ФЗ №294-ФЗ от 22.12.08.
Кроме акта инспектор должен поставить отметку в журнале учета проверок.
Согласно ст.17 п.1 поз 1 ФЗ №294-ФЗ от 22.12.08, выявив все нарушения, сотрудник МЧС составляет Предписание по устранению нарушений.
В предписании обязательно должно быть указано, ГДЕ произошло нарушение, и согласно какому пункту норматива.
Кстати, норматива по срокам устранения нарушений как такового не существует, поэтому инспектор сроки назначает САМ (поз.2 п.59 Приказ МЧС №375 от 28.06.1).
Если юр лицо не согласно с решением инспектора (или сроками устранения), то решение всегда можно обжаловать в пятнадцатидневный срок в досудебном порядке.
При внеплановой проверке.
Одним из условий проведения внеплановой проверки (напомним) является проверка устранения нарушений, выявленных при проведении прошлой проверки.
Если указанные нарушения не были устранены, то назначаются новые сроки устранения, а также дополнительные санкции, согласно законодательству РФ (ст.19.5 КоАП РФ- до полумиллиона рублей).
Кстати, если во время проведения внеплановой проверки по устранению нарушений были замечены другие нарушения, не выявленные во время прошлой проверки, то инспектор не имеет право вносить новые нарушения.
Для внесения в протокол новых нарушений, проверяющий должен снова получить разрешение и начать процедуру проверки с самого начала.
Для привлечения нарушителей по пожарной безопасности инспектор составляет административный протокол.
Важно! Протокол должен содержать, какие конкретно были допущены нарушения, а также ссылки на пункты и статьи норматива.
Также инспектор должен разъяснить эти нарушения, нормативы и права ответчика, соответственно дать информацию, где и в какое время будет рассматриваться административное дело.
Ответчик имеет право в протоколе (в соответствующей ячейке) прописать замечания или объяснения по делу. Они также будут учитываться при вынесении постановления.
В копии протокола обязательно должна фигурировать подпись проверяемого.
Постановление об административном правонарушении выносится не позднее 15 суток после составления административного протокола.
Обратите внимание, если устранить нарушения до момента вынесения постановления, то есть возможность, что санкции в виде штрафа или других наказаний могут быть смягчены.
Подведем итоги.
Основные направления проверок бывают плановые и внеплановые.
О предстоящей проверке инспектор должен предупредить:
О плановой за 3 дня;
О внеплановой за 24 часа.
Перед началом проверки инспектор должен предъявить:
- Служебное удостоверение;
- Оригинал (или заверенную копию) распоряжения от вышестоящего начальства;
- Распоряжение из Прокуратуры (если проверка внеплановая, и проводится по жалобе).
Проведением проверки занимаются только те лица, которые перечислены в распоряжении.
Штрафные санкции всегда можно снизить в досудебном порядке, устранив вовремя указанные инспектором нарушения, либо оспорить решение в суде.
Важно! Проверка по пожарной безопасности проводится не с целью запугивания предпринимателей или вставки палок в колеса производства.
Первоначальная задача инспектора указать на моменты, из-за которых возможен пожар (или просто возгорание) и соответственно штрафные санкции и уголовное наказание.